Вернуться к обычному виду

«Город трудовой доблести». Мариинка в годы войны

    
                                              

24.08.2020

«Город трудовой доблести». Мариинка в годы войны

Боевые действия в годы Великой Отечественной войны всегда приводят к потерям. Человек, раненый или больной, уже не может выполнять свои задачи в полной мере. Но их необходимо было вернуть в строй. Для этой цели госпитали во время войны получали в своё распоряжение самые вместительные здания городов и сёл. Ради спасения раненых солдат, их быстрейшего выздоровления школы и санатории, аудитории вузов и номера гостиниц становились медицинскими палатами. Для солдат старались создать лучшие условия. Города глубокого тыла превращались в пристанища для тысяч солдат на время болезни. Одним из таких городов стал и Ульяновск. На его территории размещались 14 госпиталей, один из которых расположился на базе нынешней Мариинской гимназии.

Оглянувшись в прошлое, можно смело сказать, Мариинка за 200-летие «обросла» богатой историей, которую благодаря педагогическому коллективу и ученикам получилось сохранить для подрастающего поколения. Вся информация собрана в музее гимназии. Он представляет здесь разные эпохи, начиная с XIX века и заканчивая современностью. Отдельное положение здесь, конечно, занимает экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. В те годы ульяновской школе удалось внести свой вклад в долгожданную Победу.

В годы войны в нынешнем здании школы находился госпиталь, образовательный же процесс проходил в разных зданиях. В том числе в здании кукольного театра. Сказать, что условия были тяжелыми, ничего не сказать. Ребятам не хватало нормальных условий для учебы. Но, несмотря на суровое время, школьники приходили помогать в лазарет. Они оказывали самую разнообразную помощь, которая была очень ценна как для медицинских работников, так и для раненых бойцов. Ведь в госпитале было важно не только улучшить здоровье, но и поднять боевой дух солдат. И данную функцию прекрасно выполняли дети. Вместе с учителями они показывали концерты. А кроме этого, стирали ушанки, приносили продукты, работали на приусадебных участках.

— Нам очень важно сохранить историю нашей гимназии. В связи с этим на протяжение многих лет собирались все материалы, связанные с ней. Так, теперь в нашем музее имеется полная информация об учителях, выпускниках 1938, 1939, 1940, 1941 годов: где родились, чем занимался, как сложилась их судьба после войны, — сообщает учитель истории Елена Орлова, руководитель школьного музея Мариинской гимназии. — Экспонаты нашего музея чтут. Благодаря им можно проследить историю того, как занимались ребята в школе. В основном это старые альбомы, которые делали ученики про каждого учителя и выпускника. Таких альбомов в школе много. Это 1970-80 годы. Есть более современные варианты.

В 2011 году гимназия выпустила две книги под руководством учителей, которые рассказывают о работе школы в годы войны. Здесь есть информация об учителях и выпускниках школы, а в другом сборнике – документы тех лет, что поистине является глобальной работой.

В копилке музея хранятся и воспоминания выпускников. Один из них, Коломаров Владимир Иванович, выпускник 1941 года, к примеру, рассказал про свой жизненный путь, в том числе о том, как принял решение после школы поступать в военное училище. Хранит и свято чтит Мариинская гимназия и воспоминания о 30-х годах прошлого века известного врача Ивана Павловича Иноземцева, изложенные в форме книги.

Кроме этого, в школе работает кружок «Музейное дело». В нем дети знакомятся не только с историей гимназии, но и пробуют себя в профессии музейного работника. Создают экспозиции, находят для нее экспонаты, изучают историю войны. Неудивительно, что и к юбилейному году Великой Отечественной войны и к 200-летию гимназии появилась идея организовать сменную экспозицию в коридоре школы. В ней представлены экспонаты, которые не выставлены на постоянной основе в школьном музее.

— Они сами работают с экспонатами. Изучают их, узнают по ним историю. Это была одна из первых попыток, которые мы делали в апреле, и должна была быть значимой четвертью, посвященной юбилею, — отмечает Елена Викторовна. — Ребята создали экспозицию, посвященную жизни гимназии и госпиталя в годы войны, применив при этом свою особую детскую логику. Здесь у них одна часть экспозиции посвящена выпускникам 10 «а» класса, другая выпускникам 10 «б» класса 1941 года, которые должны были рассказать об их судьбах. Небольшая часть экспозиции посвящена госпиталю, который работал в школе, и сохранившимся его предметам. Оригиналов в данной экспозиции мало. Выставлять их мы не имеем право, если они здесь есть, то это семейные реликвии детей, которые они могут в любой момент забрать. Но в основном это копии. В новом учебном году мы планируем продолжить работу с детьми.

— 2020 год выдался богатым на юбилеи: 200-летие со дня основания гимназии, 75-летие Великой Победы, 2 июля Ульяновску присвоили звание Город трудовой доблести. В связи с этим, в этом году в гимназии был реализован целый ряд проектов и один из них - создание виртуального цифрового музея Мариинской гимназии. Он подразумевает целый раздел, посвященный истории гимназии в годы Великой Отечественной войне. Предварительная работа была кропотливая. Создать такое пространство стало возможным благодаря всему педагогического коллективу, родителям, учителям информатики, а также большой вклад внесла проектная исследовательская деятельность учащихся гимназии, их работа в архивах Ульяновской области, — отмечает директор Мариинской гимназии Инна Цветкова.

Здесь собраны документы, фотографии, презентации, работы учащихся, информация в алфавитном порядке о выпускниках тех лет и учителях. Сподвигло на эту работу письмо, которое мы получили от сына начальницы госпиталя. Он также прислал акт о передаче здания школы под госпиталь в 1942 году.

— Мы исследовали все данные, в архивах подняли информацию, оцифровали. Очень трудно определить, какое помещение здесь раньше находилось. Но мы уже знаем, что наш актовый зал служил операционной, — рассказывает начальница музея.

Операции в основном проходили на черепно-мозговые травмы. Но благодаря слаженной работе медицинского персонала 45 процентов выздоровевших солдат отправлялись снова на фронт, что подтверждается в официальных документах. Удивительно, но сохранились до наших времен и несколько фото из палат – классов школы, где лежали бойцы. В основном пациентами госпиталя были бойцы из-под Сталинграда.

В музее представлены и работы учащихся. Изучая данную тему, одна из учениц выявила факт, что госпиталь в годы войны выполнял не только лечебную функцию, но еще воспитательную, образовательную, досуговую и хозяйственную. В госпитале солдаты, которые ранее ушли на войну, не получив образование, могли получить его здесь и уже вернуться на фронт с багажом знаний. Для бойцов, которые не могли дальше продолжать воевать, проводили обучение, чтобы впоследствии они могли получить профессию и устроить свою жизнь. 


Возврат к списку