Вернуться к обычному виду

Воспоминания учеников Мариинской гимназии о жизни и учебе в годы Великой Отечественной войны

    
                                              

05.08.2020

Воспоминания учеников Мариинской гимназии о жизни и учебе в годы Великой Отечественной войны

Летом 1941 года Ульяновск был определен как пункт эвакуации 15 предприятий. Для их размещения было предоставлено около 200 тысяч квадратных метров производственных и культурно-бытовых площадей. В годы войны в Ульяновске работало 14 госпиталей, в которых лечились бойцы и офицеры. Кроме того, каждая четвертая шинель и каждый третий патрон во времена Великой Отечественной войны были изготовлены в Ульяновске.

Война внесла коррективы в работу ульяновских школ. Директора, учителя, ученики – все трудились ради того, чтобы страна победила в той страшной войне. И их немалый вклад был учтен при присвоении Ульяновску почетного звания «Город трудовой доблести».

Так, в здании 3-й средней школы им. Крупской, ныне Мариинской гимназии, был размещен госпиталь №1847. Воспоминания учеников, учителей о жизни Мариинской гимназии во времена Великой Отечественной войны собраны в книге Алексея Филоненко «Были... Жили».
«Из воспоминаний Любы Кузнецовой:

Во время войны учились в несколько смен. В нашей школе был госпиталь. Поэтому мы учились в других зданиях. Женская средняя школа (ЖСШ) №3 располагалась в здании напротив драмтеатра, в доме купцов Андреевых (ныне дом по улице Ленина, 148), часть классов была во Дворце пионеров (ныне Театр кукол), начальная школа размещалась в доме на Ленина, 85 (во время войны там была начальная школа № 9). Что началась война, своим детским умом я поняла, когда к нам в класс пришли эвакуированные. Писали на старых тетрадях, на листочках. Сидели за партами по двое, иногда по трое. Зимой - в пальто. Окна закрывались плотно шторами (светомаскировка). Если вечером с улицы был виден свет, в школу заходил военный патруль. Школу убирали во время войны технички. Чернильницы-неразливайки стояли на парте. Туда макали перышко. Перо № 86 (йодированное) со вставочкой хранилось в школе, чужого никто не брал.

Из воспоминаний Ани Васильевой:

Портфели шили кто из чего. У меня был из отцовской гимнастерки, мама вышила на нем вишенки. Кто учился во второй школе, те ходили к Волге под гору. Спускались зимой с горки вниз на портфеле. Все время хотелось кушать. Перед школой- утром хлеб и кипяток, а если с сахаром, считай повезло. Класс освещался керосиновой лампой (одной). Стояла она на столе учителя. Пахло керосином. Ходили в госпиталь к раненым с концертом: читали стихи, пели, помогали читать и писать письма. Весной на Венце собирали для раненых лечебные травы: крапиву, мать-и-мачеху, куриную слепоту. В школе для фронта собирали посылки, вышивали кисеты, сшивали рукавицы, специальные, чтобы удобно было стрелять. Ходили собирать вещи для посылок по соседям.

Из воспоминаний Тамары Красных:

Со школой ходили в драмтеатр. Туда приводили детдомовских эвакуированных детей из блокадного Ленинграда. Детдом располагался в доме Языковых. Их приведут, построят, они сбивались в стайку, как воробушки. Мы бегали на них смотреть. Добротные, настоящие, кожаные коричневые туфельки с перепонкой на пуговке, как у ленинградских девчонок, – была мечта. Как-то раз с надеждой рассказала о туфельках маме. Мама промолчала, как не услышала. Под Новый год после улицы с мороза влетела домой. На столе стояли туфельки. Я засыпала и смотрела на них, веря в новогоднюю сказку. А сказка была маминой. За то, чтобы в жизни дочери была сказка, за веру, за мечту, которая сбывается, мама просто отдала свой ордер на получение обуви.

Из воспоминаний Полины Мордвиновой–Шауриной:

Я жила рядом со школой за почтой по адресу: ул. Гончарова, 19. Мой дед, Земляков Фёдор Кузьмич, 1864 г.р., с 1910 по 1917 г.г. был председателем поземельного банка, который располагался в подвальном помещении нынешнего Театра кукол. Во время войны там был Дворец пионеров и располагались классы школы №3. Помню, таскали туда из здания школы на ул. Ленина, 148 (напротив драмтеатра) парты. Зимой по Краснознаменному переулку с горки мимо танкового училища на партах, как на санях. Потом по ул. Гончарова вниз до места. В здании школы на ул. Л. Толстого был госпиталь № 1847. Школьники организовали бригады. Ходили к раненным солдатам, разговаривали с ними, читали письма из дома, помогали отвечать. На третьем этаже (ныне кабинет 231) палата солдат, раненных в глаза. Запомнила солдата из с. Ивантеевка Московской области. Просил, чтобы всё писала подробно, плакал, переживал, как его встретят дома. Врачи в госпитале были эвакуированные из Москвы. Мы носили им молока. Как-то меня покусала собака. Врачи меня лечили, а я им помогала скручивать бинты. В школе детей кормили так: кусок хлеба, чайная ложка сахара и кипяток. Хлеб был, как глина, но нам казался самым вкусным. Делились своей порцией хлеба с вахтером тётей Оксей, с сыном и дочерью учителя математики Анны Ефимовны Пшеничной, они жили при школе, в классе, где сейчас библиотека. Носили хлеб учителю физики Валентине Григорьевне Силантьевой, зная, что она воспитывает двух сыновей. Жили все тяжело, одевались кто во что. С фронта отец одной ученицы привез трофейные немецкие чулки. Мы подарили чулки Валентине Григорьевне. Учитель математики Варвара Алексеевна Бржзовская ходила в ботинках на размер больше и в калошах. Чтобы не слетали, завязывала их веревочкой. Ноги у нее были больные. Она шла по коридору, и все знали, идет Бржзовская. Между собой звали ее Баржой. Старшие школьники ходили в Орловское училище штопать гимнастерки и шинели, пришивать пуговицы. Приходилось стоять в очереди за хлебом. Хлеб давали по карточкам номера в очереди писали на руке. Жулья было полно. Стащат карточку – идешь домой и плачешь. За водой ходили на колонки. Кто жил по улице Ленина и около Танкового училища, брали воду в источнике, находившемся перед старой церковью бывшего Кадетского корпуса (Танкового училища), ныне двор дома по улице Гончарова, 18. Ключи били из-под земли, зимой не замерзали. Вода стекала вниз по улице в направлении Мариинской гимназии. Весной 1945-го госпиталь эвакуировали в Москву. Летом ученики и учителя отмывали школу. В сентябре 1945-го въехали. И еще долго, несколько лет после войны, пахло лекарствами. В День Победы на почте напротив школы поставили громкоговоритель. Играла музыка, было полно людей. Было солнечно, но шел небольшой дождь. Люди радовались и плакали».

Справка

1 марта 2020 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». Оно присваивается городам, жители которых внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях и проявив массовый трудовой героизм и самоотверженность. Звание получили 20 городов, в том числе Ульяновск.

Сбор подписей в поддержку предложения с 21 февраля вело региональное отделение «Единой России» совместно с Ульяновским отделением общественного движения «Волонтёры Победы».

Предложение о присвоении почетного звания городу главе Ульяновска Сергею Панчину внес Городской совет ветеранов. 12 марта Заксобрание города поддержало предложение, и 13 марта администрация города подала заявку и пакет документов для проведения экспертизы в Российскую академию наук. 24 марта РАН подтвердила, что промышленные предприятия и жители Ульяновска внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

С 25 июня по 1 июля прошла акция в поддержку инициативы. Всего свои подписи за присвоение Ульяновску звания «Город трудовой доблести» отдали более 200 тысяч горожан.

Информация подготовлена по материалам, предоставленным МБОУ «Мариинская гимназия» 


Возврат к списку